Работа масляного насоса сводится к созданию оптимального уровня давления в системе смазки двигателя автомобиля. Многочисленные детали, входящие в состав двигателя внутреннего сгорания, нуждаются в смазке, которую обеспечивает работа насоса. Рассмотрим, как работает масляный насос и как он устроен.
Устройство и работа масляного насоса
В процессе работы элементы двигателя внутреннего сгорания постоянно нуждаются в смазке, которая обеспечивается непрерывной циркуляцией масла в системе. Насос заставляет двигаться распределительный и коленчатый валы посредством вала привода. Ниже представлена схема работы масляного насоса.
схема масляного насоса
Назначение масляного насоса – перекачка масла в двигателе внутреннего сгорания.
Устройство и принцип работы насоса зависят от его типа. В современных автомобилях выделяют регулируемые и нерегулируемые масляные насосы, а также насосы поршневого, роторного и пластинчатого типа. Последний тип встречается крайне редко.
- Нерегулируемые насосы – в таких устройствах постоянное давление поддерживается при помощи редукционного клапана.
- Регулируемые насосы – давление в подобных масляных насосах удерживается за счет изменения производительности. Это наиболее распространенный сегодня тип насосов, большинство таких устройств не нуждается в обслуживании.
Принцип работы масляного насоса шестеренчатого типа
Шестеренчатые насосы сегодня используются чаще других. Основными характеристиками таких устройств являются компактные размеры и большая производительность. Эти насосы относятся к классу необслуживаемых деталей и редко выходят из строя.
Шестеренчатые масляные насосы имеют литой корпус, в котором спрятаны ведущая и ведомая шестерни. Первая закреплена на коленвале, вторая вращается на оси свободно. В зависимости от расположения шестерен выделяют шестеренчатые насосы с наружным и внутренним зацеплением.
- Наружное зацепление – шестерни находятся рядом друг с другом.
- Внутреннее зацепление – одна шестерня расположена внутри другой.
В процессе работы шестерни насоса захватывают масло, поступающее из всасывающего канала, и гонят его дальше по нагнетательному каналу.
Помимо шестерен в корпусе имеется также редукционный клапан, представляющий собой шарик и пружину. При избыточном давлении пружина сжимается и часть масла уходит в поддон картера. Такая система позволяет регулировать подачу масла в двигатель и сохранять давление в диапазоне 4-5 кг/см.
Принцип работы масляного насоса роторного типа
Роторный масляный насос может быть регулируемым и нерегулируемым. Первые показывают более стабильную работу и могут поддерживать в устройстве оптимальное давление вне зависимости от частоты вращения коленвала.
Насос также имеет литой корпус, внутри которого расположены ведущий и ведомый роторы, а также статор с регулировочной пружиной. Благодаря работе статора осуществляется регулировка давления в системе – поворачиваясь, он изменяет объем полости между ведущим и ведомым элементами. Происходит это следующим образом:
- С увеличением частоты вращения коленчатого вала падает давление системы смазки.
- Пружина статора двигает его, а он, в свою очередь, смещает ведомый ротор.
- Объем полости между роторами возрастает, за счет чего масло в систему нагнетается в большем количестве.
- При снижении частоты вращения коленвала случается обратная ситуация и давление падает.
Роторные насосы имеют одно значимое преимущество перед шестеренчатыми устройствами. Они функционируют на меньших оборотах и не вспенивают масло, за счет чего срок службы моторного масла увеличивается.
Как долго работает масляный насос?
Производительность и срок службы насоса зависят от типа и качества используемого масла. Немаловажными факторами являются также количество заливаемого масла и частота его замены. Насос в процессе работы также нуждается в смазке, которую он получает за счет перегоняемого им же масла.
Неполадки в системе перекачки масла неизбежно приведут к перегреву поршневой группы, возникновению масляного голодания и заклиниванию мотора. Поэтому важно следить за тем, как работает масляный насос, вовремя проводить его диагностику и устранять дефекты.