ГАЗ М-1: история и особенности

20 ноя 2019 - 15:55
ГАЗ М-1: история и особенности

ГАЗ М-1 – это легковой автомобиль, выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе в г. Горький (теперь Нижний Новгород) в СССР в период с 1936 по 1941 год. За это время было произведено почти 63 тысячи автомобилей.

Немного истории

Поскольку уже ко второй половине 30-х годов прошлого века ГАЗ-А, первый советский легковой автомобиль, копия Форд-А, уже морально устарел, в советском правительстве было решено поставить новый автомобиль на конвейер горьковского автогиганта.

ГАЗ М-1 является почти полной копией американского Ford-V8-40 образца 1933 года, но со значительной переработкой двигателя и подвески. В 1936 году ГАЗ получил имя министра иностранных дел Молотова, который спустя 3 года подписал знаменитый мирный «пакт Молотова-Риббентропа» между Советским Союзом и Германией. Буква М – это Молотова, а 1 – это номер модели.

Серийное производство прекратилось в 1941 году, но запчасти на ГАЗ-М1 выпускали немного дольше – до 1943 года, сказалась популярность и распространённость этого автомобиля в СССР.

Эта машина была очень известна из-за своей массовости в военное время, она упоминается даже в песнях того периода. Люди называли её «Эмка»: от буквы М в ее названии. Благодаря своей популярности ГАЗ М-1 можно увидеть почти во всех советских документальных и художественных фильмах о Великой Отечественной войне.

Этот автомобиль был едва ли не единственным командирским автомобилем в самый сложный первый год войны. Позже его заменили Виллис MA и MB.

Особенности ГАЗ М-1

Автомобиль выгодно отличался от своего устаревшего предшественника цельнометаллическим кузовом, что было уже общемировой тенденцией машиностроения, в отличии от кузова с крепящейся «а-ля фаэтон» крыши как у автомобиля ГАЗ-А.

На ГАЗ М-1 устанавливались такие, прежде невиданные для Советской России опции, как механические стеклоподъемники и солнцезащитный козырек.

Среди других особенностей автомобиля была жесткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, сила толкания которой передавалась на раму посредством трубы, вмещающей в себя карданный вал. ГАЗ-М1 был первым советским автомобилем с автоматическим зажиганием, и регулируемыми вперед и назад сиденьями.

А что сейчас?

На сегодняшний день ГАЗ М-1 остается на ходу у некоторых любителей раритетных автомобилей и в музеях, например в корпоративном музее «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Большинство М-1 находились на государственной службе, и только часть из них стала частными автомобилями. Трофейные машины, напротив, были частными с самого начала. Вот почему сейчас М-1 встречается гораздо реже, чем Опель или Мерседес.

 

Рейтинг автора
Автор статьи

Постоянный автор, колумнист и обозреватель автомобильного журнала "ModTop". Отлично...

Написано статей
448